Зима лавинных катастроф 1950/51 года.
Наверное, самая катастрофическая лавинная зима в истории, была в Европе сезона 1950-51г. Её часто упоминают в литературе, как зиму «лавинного террора».
Это трёхмесячный период, в течение которого в Альпах Швейцарии, Австрии и Италии сошло беспрецедентное количество лавин.
Около 649 лавин унесли жизни более 265 человек и причинили значительный ущерб жилым и другим рукотворным сооружениям.
Швейцарские Альпы.
Зима 1950/51 года ознаменовалась в Швейцарии чрезвычайной ситуацией: 234 человека попали под лавины, 98 из них погибли. Около 235 голов скота погибли под огромными снегопадами, и было разрушено около 1500 зданий.
С учетом инфляции финансовые потери составили сотни миллионов швейцарских франков. Эта зима получила название «Зима лавинного террора» и достигла двух печальных кульминаций: одна в конце января, а другая, всего три недели спустя, в середине февраля. Особенно сильно пострадали районы Вальс (кантон Граубюнден), Андерматт (кантон Ури) и Айроло (кантон Тичино). «Это была самая катастрофическая лавинная зима в Швейцарии в XX веке», — говорит Юрг Швайцер, руководитель Института исследований снега и лавин SLF (Давос).
Это также создало серьезные проблемы для института, который тогда еще находился в зачаточном состоянии. В последующие годы SLF запустил множество исследовательских проектов, охватывающих все — от анализа до защитных мер. Была расширена служба предупреждения о лавинах. Лавинный бюллетень стал публиковаться чаще. Были разработаны первые руководства по лавинным защитным сооружениям, а исследователи SLF создали план карты опасности. По своим основным характеристикам оба этих проекта остаются актуальными и сегодня.
Не существует четкого определения того, что представляет собой лавинная зима. Нет пороговых значений, например, в отношении размера и количества разрушительных лавин, числа погибших или площади пострадавшей территории. «Воздействие на общество, или, проще говоря, масштаб ущерба, безусловно, является ключевым фактором», — объясняет Швайцер. В некоторые лавинные зимы случались сотни разрушительных лавин, в том числе и в 1887/88 году. К примечательным примерам за последние сто лет относятся 1968, 1975, 1984, 1999 и 2018 годы — не забывая, конечно, зиму 1950/51 года.
Вырванные из колыбели: лавинный бюллетень.
В ту суровую зиму 1950/51 года доставка лавинных бюллетеней населению Швейцарии оставалась технической проблемой. Здание SLF все еще находилось на высоте почти 2700 метрах над уровнем моря на горе Вайсфлюйох недалеко от Давоса, вдали от какой-либо городской инфраструктуры. Факса еще не было, не говоря уже об интернете. Краткие отчеты отправлялись на радио и в прессу телетайпом, и это происходило только раз в неделю. За весь сезон 1950/51 года было выпущено всего 35 лавинных бюллетеней. Для сравнения, сегодня служба предупреждения о лавинах публикует это число за две с половиной недели. Тем не менее, SLF дважды выпускала специальный выпуск вовремя необычайно высоких лавинных условий в январе. Усвоив уроки той зимы, институт увеличил количество отчетов до трех в неделю в последующие годы. Только зимой 1997/98 года начал выходить ежедневный лавинный бюллетень. Количество станций мониторинга также увеличилось с 28 до 50 за последующие годы. На сегодня около 200 наблюдателей ежедневно работают над составлением лавинного бюллетеня, сообщая о снежной ситуации в разных районах гор. Данные, полученные из улучшенных метеорологических моделей, а также измерения снега и ветра со 180 автоматизированных станций, плюс сообщения от лыжников-туристов, служат дополнительным источником информации для отчетов.
88 часов непрерывного снегопада.
Одним из первых, кто проанализировал причины наступления «Зимы ужаса», был метеоролог SLF Теодор Цингг. Он сравнил количество осадков с ноября 1950 года по февраль 1951 года с многолетними средними показателями. За очень снежным ноябрем последовал декабрь с количеством осадков ниже среднего. Затем события пошли совсем не так, как ожидалось. «Количество осадков в районах бедствия в январе и феврале превысило норму на 300%», — писал Цингг. Дальнейшие исследования подтвердили этот вывод. Только в январе 1951 года более 200% от обычного январского количества осадков выпало к юго-востоку от линии, соединяющей Церматт, Симплон, Фурку, Эрстфельд, Гларус и Сарганс. В большей части Тичино, центральной части Граубюндена, Энгадине и южных долинах Граубюндена этот показатель достигал 300% или даже 400%. В начале месяца уровень снегопада (нулевая изотерма) в некоторых местах все еще находился на высоте 1500 метров над уровнем моря, но в ночь с 15 на 16 января в Швейцарию пришел холодный воздух, и снег выпал прямо в долинах. После короткого перерыва осадки возобновились 18 января, и затем снег шел непрерывно в течение 88 часов. Что означало три с половиной дня непрерывного снегопада. Это совпало с началом бури. «В общей сложности к северу от Главного Альпийского хребта выпало от 100 до 250 см свежевыпавшего снега. Даже на северном склоне Альп, где выпадает много снега, такой объем свежевыпавшего снега — редкость, обычно это происходит лишь раз в десять-пятьдесят лет», — говорит Швайцер.
Начали сходить, проникая даже в жилые районы. Всего за четыре дня, с 19 по 22 января 1951 года, произошло почти 100 лавин, причинивших ущерб. В Вальсе (кантон Граубюнден) лавина шириной 300 метров разрушила 23 здания между деревенским мостом и спа-отелем «Курхаус Терме».

Она засыпала 30 человек, из которых 19 погибли. В Андерматте (кантон Ури) лавина разрушила дом, убив восемь жильцов и рабочего на дороге. Мужчина, убиравший снег с крыши, был отброшен на 60 метров на другую сторону долины, где приземлился невредимым!!! Всего через несколько часов в том же районе погибли еще четыре человека. Только эти три лавины разрушили или повредили 28 зданий в деревне.
Люди и скот также погибли в других деревнях Швейцарии, а дома, конюшни и инфраструктура были погребены под огромными объемами снега. Многие поселения оказались отрезанными от внешнего мира. Самолеты сбрасывали медикаменты, продовольствие, древесину и топливо, доставив 30 000 кг припасов нуждающимся, общее время полета составило 167 часов.

Кратковременное затишье.
После этого ситуация успокоилась, но лишь ненадолго. Если в январе основной удар пришелся на северную сторону Главного Альпийского хребта, то теперь основная нагрузка легла на южную. «В феврале выпало около 400% от обычного количества осадков, а в долине Онсерноне этот показатель достиг 600%», — говорит Швайцер. Казалось, что в этих районах зима будет спокойной с точки зрения лавин. До начала февраля снежный покров в центральной и северной части Тичино был практически идеальным для зимы с небольшим количеством лавин, объясняет Швайцер. «Обильный снегопад в начале зимы создал прочную основу в снежном покрове».
Таким образом, свежевыпавший снег в первой половине февраля ложился на стабильное основание. Тем не менее, он начал сползать, унося с собой более глубокие слои снежного покрова. С точки зрения исследования снега это было интересно. «Этот пример показывает, что при очень специфических обстоятельствах мощный, плотный снежный покров может также иметь неблагоприятные последствия», — говорит Швайцер.
Вторая экстремальная ситуация зимы началась 11 февраля с сильного снегопада. К 15 февраля 300 лавин унесли 16 жизней. Десять из этих смертей произошли в Айроло (Тичино) 12 февраля, когда лавина вскоре после полуночи засыпала 30 зданий. Пять человек погибли накануне во Фраско в долине Верзаска (кантон Тичино), когда две лавины повредили или разрушили более 40 зданий.

К югу от Главного Альпийского хребта снег также отрезал людей от внешнего мира. Жителям Боско/Гурина пришлось особенно долго ждать: только 28 мая власти вновь открыли подъездные дороги к самому высокому муниципалитету Тичино.
Зима ужаса в Давосе
Коварная зима 1951 года также причинила ущерб и унесла жизни в муниципалитете Давоса, где базируется Швейцарский институт лавин и снега (SLF). 21 января 1951 года в лесу Бюленвальд над долиной Дишма сошла лавина, разрушив жилой дом, а чуть выше — конюшню с жилыми помещениями. 87-летний житель верхнего здания, владелец нижнего дома и его девятимесячный сын погибли. Спасательная группа из пяти человек из Швейцарских вооруженных сил, совершившая трудный путь к месту происшествия, обнаружила на обломках колыбель с младенцем внутри. Ребенок не пострадал. Его сестра также была найдена целой и невредимой вскоре после этого. Спустя несколько часов поисковая группа спасла из-под обломков дома раненую мать детей. Днем ранее лавина уже разрушила станцию Ретийской железной дороги в деревне Монштейн, повредив железнодорожные пути и дорогу. Шесть человек были погребены под снегом, двое из них скончались к моменту прибытия спасателей.
