Невероятные заметки швейцарского исследователя лавин о его путешествии по западу США в 1949 году.

В 1949 году горнолыжная индустрия в США только зарождалась. Первый кресельный подъёмник в США начал работу в Сан-Вэлли в 1936 году, способствуя развитию железнодорожного туризма, а несколько других горнолыжных курортов были оборудованы бугельными подъемниками и Т-образными бугельными подъемниками. Лесная служба выдала первое разрешение на специальное использование горнолыжного курорта Алте в 1938 году, и по мере того, как подъёмники начали постепенно продвигаться в горные районы, всё больше лыжников стали попадать в лавины.
Хотя лавиноопасные ситуации на дорогах, железных дорогах и в горнодобывающей промышленности были задокументированы как минимум с 1874 года, в то время было мало информации о лавинном риске. По приглашению Минни Доул, основавшей Национальный лыжный патруль десятью годами ранее, Андре Рох из Швейцарского федерального института исследований снега и лавин зимой 1949 года отправился в США, чтобы посетить западные горнолыжные курорты, прочитать лекции по науке о снеге и обучить лыжных патрульных и сотрудников лесной службы мониторингу состояния снежного покрова и поиску погребённых под лавинами. Отчёт об этой поездке был недавно оцифрован и предлагает захватывающий взгляд на ранний этап развития лыжного спорта в США — более того, поездка Роха даже по сегодняшним меркам была бы эпическим лыжным походом. Далее часть 1.
Часть 1. Колорадо
Путешествие Роха началось в Колорадо с посещения перевала Берту, закрытого в 2002 году, а также Лавленда, бассейна Арапахо и Аспена. Рох участвовал в планировании горнолыжного курорта Аспен во время своей предыдущей поездки в США в 1936 году. Во время пребывания в Колорадо он наблюдал различия в формировании ветровых досок на четырёх курортах, делал наблюдения о влиянии типов древесного покрова на формирование лавин и пришёл к выводу, что «из-за сухого и холодного климата Колорадо, по-видимому, является самым опасным штатом в США с точки зрения лавин».

В 1949 году в Колорадо катание на лыжах вне курортов было столь же популярно, как и сегодня. Большая часть отчёта Роха об этой части поездки посвящена тому, что делать с лавинными рисками за пределами горнолыжных трасс и какую ответственность должны нести горнолыжные курорты за туристов. В то время горнолыжные курорты были склонны полностью закрывать для посещения участки вне трасс и считать выезд за пределы зоны катания преступлением, но Рох вместо этого выступал за просвещение общественности об опасности лавин и регулярные отчёты о текущих рисках схода лавин, что стало предшественником современных центров прогнозирования лавин. Находясь в Аспене, Рох обучал лыжных патрульных проводить зондирования для поиска погребённых жертв лавин и помог внедрить использование взрывчатых веществ для снижения лавинной опасности в горнолыжном районе.

Часть 2. Калифорния

Затем Рох продолжил путь в Калифорнию, где его первой остановкой стал перспективный горнолыжный курорт Минерал-Кинг, расположенный на территории нынешнего Национального парка «Секвойя». Там он оценил лавиноопасность и потенциал развития горнолыжного курорта в субальпийской долине. В 1960-х и 1970-х годах Минерал-Кинг стал местом битвы между клубом «Сьерра» и Уолтом Диснеем, которые хотели создать там горнолыжный курорт. Однако визит Роха и его отчёт ясно показывают, что идея создания горнолыжного курорта в Минерал-Кинг возникла как минимум в 1940-х годах.

Отчёт Роха о Минерал-Кинге завершается интригующей фразой: «Олимпийские игры 1956 года приписывались Италии в Кортина-д’Ампеццо, но Калифорния не должна терять надежды провести Олимпийские игры 1960 года в Минерал-Кинге». Хотя горнолыжный курорт в Минерал-Кинге так и не был построен, Калифорния всё же приняла зимние Олимпийские игры 1960 года на территории, которая сейчас называется Палисейдс-Тахо. Роч, безусловно, видел потенциал Северной Калифорнии, что невероятно, учитывая, что Скво-Вэлли только что открылся в 1949 году с одним подъёмником (на тот момент самым длинным в мире двухкресельным подъёмником) и двумя бугельными подъемниками. Невероятно, но 11 лет спустя, когда здесь проходили Олимпийские игры, там всё ещё был только один подъёмник и жильё всего на 50 человек.

«Палисейдс Тахо недалеко от Рино — это живописная чаша, протянувшаяся пологими склонами от плоского луга до вершины пика Вашешу. Кресельный подъёмник поднимается на склон ниже уступа перед пиком Вашешу. Перепад высот составляет более 600 метров, что делает это место лучшим для катания на лыжах в Калифорнии», — писал Роч в начале своего отчёта об этом. На месте нынешнего Ва Ше Шу Квад был всего один кресельный подъёмник, и Палейдс Тахо, возможно, находился в зачаточном состоянии, но Роч видел его потенциал.

После восхождения на плечо пика Вашешу с Уэйном Поулсеном, одним из основателей курорта, Рох выступил за строительство второго кресельного подъемника, чтобы доставить лыжников на гораздо более крутой склон там, где сейчас находятся курорты Сан-Боул, Норт-Боул и Чикен-Боул. Увидев огромное количество лавиноопасных участков вокруг подъемника в Олимпийской долине, Рох рекомендовал использовать взрывчатку вместо строительства снегозащитных ограждений или подпорных стенок для снижения лавинного риска. Видел ли Рох легендарную горнолыжную трассу такой, какой она была в 1949 году, и хотел ли он ее сохранить? Или он не хотел добавлять обширные искусственные сооружения к относительно нетронутому альпийскому ландшафту? В любом случае, мы, возможно, должны быть частично благодарны Роху за развитие горнолыжного спорта мирового класса на KT-22 и на окружающих ее крутых склонах. Palisades Tahoe действительно построили второй кресельный подъемник под названием Jig Back Tram, но сегодня эта местность обслуживается подъемником Headwall Chairlift.
Рох также провёл несколько дней в соседних Шугар-Боул и Маунт-Роуз. Хотя Рох не комментировал лавиноопасность Шугар-Боул, его заинтересовала конструкция Дисней Лодж и кресельного подъёмника, оба терминала которого располагались на наклонных рельсах, что позволяло поднимать их в случае сильного снегопада. Дисней Лодж до сих пор используется, а верхняя станция этой уникальной конструкции подъёмника до сих пор видна рядом с вершиной Дисней Лифт. Рох посетил эти места задолго до строительства Линкольн Лифт, но мы можем только догадываться, какие у него были мысли о лавинной опасности и возможностях катания на лыжах в Палисейдс или Систерс.

Часть 3. Орегон и Вашингтон.
Хотя Рох не обнаружил столько лавин, сколько мог бы ожидать в Орегоне и Вашингтоне, он был поражен огромным количеством снега. В Timberline Lodge, штат Орегон, Рох сообщил о максимальной глубине снега в девять метров. Неясно, катался ли Рох на лыжах в Timberline, потому что он также сообщил, что кресельный подъемник, а также несколько домиков и отелей были почти полностью погребены под снегом. В Вашингтоне работа Роха снова стала консультативной. На горе Бейкер он помогал разведывать новые горнолыжные трассы. В то время Mount Baker Lodge предлагал только ограниченный участок для новичков в тени гор Бейкер и Шуксан. «Лучший спуск, несомненно, это спуск от рукава Шуксан до ручья Разорхоун, и следует приложить все усилия, чтобы построить там кресельный подъемник», — писал Рох. Рукав Шуксан — это хребет, идущий от горы Шуксан на запад-северо-запад к горнолыжной зоне горы Бейкер. Подъёмник Chair 8 поднимается к рукаву Шуксан, а вниз к ручью Рэйзерхон-Крик, как и задумывал Роч, проложено несколько трасс для бэккантри-катания, но в итоге компания Mount Baker занялась развитием территории вокруг Панорама-Доум.

После краткого посещения перевала Стивенс-Пасс Роч изучил лавины, влияющие на шоссе у перевала Сноквалми, и предложил построить снегозащитные сооружения и снегозащитное ограждение, чтобы предотвратить засыпание дороги снегом. Роча забавляли туристы, которые приезжали на поезде из Сиэтла, чтобы посмотреть соревнования по прыжкам с трамплина через огромное окно в домике. Но до появления фильмов о лыжах вдохновение должно было откуда-то приходить!


Часть 4. Юта.

Если где-то в США в 1949 году и существовала программа по борьбе с лавинами, так это в Литл-Коттонвуд-Каньоне и Алте, штат Юта. Более 50% трассы SR 210, ведущей к Литл-Коттонвуд-Каньону, находится под угрозой схода лавин. Город Алта несколько раз разрушался лавинами в течение XIX века, включая лавину 1874 года, унесшую жизни шестидесяти человек. Когда Лесная служба выдала первое специальное разрешение на строительство горнолыжного курорта в 1938 году, она также наняла Дугласа Уодсворта, первого снежного рейнджера.
Уодсворт быстро установил правила закрытия дороги во время сильных метелей и начал экспериментировать с использованием взрывчатых веществ для искусственного обрушения лавин. В 1940 году Уодсворта сменил Сверре Энген, который выдвинул идею о том, что изучение различных слоёв снежного покрова может дать представление о лавинной опасности. В 1946 году Монти Отуотер, ветеран 10-й горной дивизии, занял эту должность и был снежным рейнджером в Альте во время визита Роха в 1949 году. За год до визита Роха Монти Отуотер и Фрэнк Козиол опубликовали «Исследования лавин в Альте», охватывающие 10 лет наблюдений за лавинами и изучения мер по смягчению их последствий в каньоне Литл-Коттонвуд. Этот отчёт был первым в своём роде в Соединённых Штатах, и даже в Европе в то время было мало примеров столь долгосрочных исследований. Рох был весьма впечатлён отчётом, хотя и выразил некоторые сомнения относительно некоторых его выводов и анализов. Он писал: «Проблема лавин в Альте — самая важная из всех мест, которые я посетил, и лица, ответственные за решение этой проблемы, являются одними из самых опытных в США. Однако некоторые выводы довольно ошибочны, поскольку не основаны на научном объяснении происходящего явления».

Рох несколько не согласился с ранними работами Отуотера по прогнозированию лавин, предпочитая вместо этого оценивать лавиноопасность, как это было принято в Швейцарии. Оба исследователя стремились понять, какие условия способствуют образованию лавин, но если Отуотер отдавал предпочтение полевым наблюдениям за лавинами и предшествующими им погодными условиями, то Рох больше концентрировался на количественных показателях структуры снежного покрова. Хотя Рох и раньше посещал США, 1949 год, пожалуй, стал первым случаем двустороннего международного обсуждения проблемы лавин!