Диагностика снежной толщи. Часть 2.
Оценка лавинной опасности
Георг Кронталер (Georg Kronthaler) и Бернхард Ценке (Bernhard Zenke)
Центральная служба лавинного оповещения
Министерство окружающей среды земли Бавария
Как и метод диагностики снежных слоев, оценка лавинной опасности также должна следовать определенной четкой системе. После того, как было сформировано представление о том, существуют ли слабые снежные слои и на каких участках склона они могут находиться. После того, как текущее состояние снежного покрова было сравнено с пятью основными неблагоприятными характеристиками, говорящими о высокой степени опасности (рассмотренными выше), а также была учтена возможная разница состояний поверхностных слоев на различных участках склона — шаг за шагом оценивается возможность образования опасной для нас лавины и проясняются следующие вопросы:
Вопрос 1. О каком типе лавины может идти речь — снежная доска или лавина из рыхлого несвязанного снега?
На этот вопрос отвечает «Schaufeltest» — «тест с лопатой» (определение «тест с лопатой» было взято из учебной программы Альпийского Общества Германии — не путать с норвежским методом).
Если снежный покров над слабым слоем рыхлый, т.е. при встряхивании снег на лопате рассыпается, можно заключить, что в таком снегу не возникает плоскостного напряжения. Снег в подобном состоянии называется несвязанным и его происхождение может быть обусловлено либо длительным периодом низких температур либо сильным пропитыванием влагой. Оба этих процесса приводят к разрушению связей между снежными кристаллами. Если же снег при встряхивании лопаты не рассыпается, то речь идет о связанном снеге, в котором уже присутствует плоскостное напряжение. Такой связанный снег ведет к образованию снежный досок. (Рис. 9)
Рис. 9 Связь между отдельными кристаллами
Слева: несвязанный рыхлый снег Лавина из рыхлого снега
Справа: связанный, уплотнившейся снег Снежная доска
Тест с лопатой позволяет оценить прочность связей между кристаллами.
Вопрос 2. Может ли произойти самопроизвольный сход доски или лавины из несвязанного снега?
На этот вопрос следует ответить положительно, если условия, существующие в слабом слое, совпадают с уже рассмотренными нами выше пятью неблагоприятными характеристиками (слабый слой содержит большие кристаллы, легко разрушается, является тонким, лежит на глубине менее 1 метра от поверхности, верхний слой снега является мягким). И если погодные условия способствуют тому, что толщина и вес снежного покрова, лежащего над слабым слоем, существенно возрастают.
Пример 1: На поверхности старого стабильного снежного покрова образовался слой инея толщиной 2см. Поверх него легло 80см нового снега, уплотнившегося, т.е. связавшегося, под воздействием ветра.
Систематическая диагностика снежного покрова с помощью малого блок-теста дала следующие результаты:
— Слабый слой легко разрушается/поверхность разлома гладкая;
— Слабый слой тонкий;
— Лежащий над слабым слоем снег является мягким;
— Слабый слой находится ближе, чем 1м от поверхности;
— Ясно видны крупные кристаллы слабого слоя.
Пример (1)
Если после периода снегопадов установилась ясная безоблачная погода, из-за солнечного излучения (инсоляции) и связанного с ним потепления, «сползание» снежной толщи вниз по склону увеличивается, что приводит к возрастанию напряжения в снежных слоях. При таких условиях возможен самопроизвольный, спонтанный сход лавин. Последующий снегопад или дождь при сохранении вышеописанных условий, существующих в снежном покрове, также могут привести к возрастанию напряжения в снежной толще и к самопроизвольному сходу лавин.
Вопрос 3. Какую роль может сыграть присутствие человека? Может ли даже один единственный лыжник сорвать снежную доску?
При условиях, описанных в примере (1), вероятность схода доски от дополнительной нагрузки, создаваемой уже одним единственным лыжником или сноубордистом очень высока.
Задумаемся, а когда же ситуацию можно оценить так, что спонтанный сход лавин уже не ожидается, однако минимальная дополнительная нагрузка от одного человека может оказаться достаточной для схода доски?
В принципе, при сходных нашему примеру условиях формирования снежного покрова с учётом того, что вид или толщина слоя снега, лежащего над слабым слоем, а также погодные условия, не приводят к возникновению дополнительного напряжения в снежных слоях.
Рассмотрим на примере:
Пример (2). Ситуация схожая с указанной в примере (1), только вместо 80см, выпало всего 30см снега, также уплотнившегося под воздействием ветра. Речь идет о северном склоне, где снег не подвергался воздействию солнечного излучения.
Блок-тест дает тот же результат, что и в первом примере.
Сход самопроизвольных лавин в данном случае не ожидается, но можно сделать вывод, что при существующих условиях уже при малейшей дополнительной нагрузке от одного человека может произойти сход снежной доски.
Пример 2
Вопрос 4. Возможен ли сход доски при большей дополнительной нагрузке?
Лавинная ситуация, при которой для схода доски требуется значительная дополнительная нагрузка, обычно характеризуется более уплотненным верхним слоем или наличием менее тонкого (а значит труднее разрушающегося) слабого слоя.
Пример (3) . Над слоем из кристаллов, подвергшихся конструктивному метаморфизму, лежит пятисантиметровый слой твердого наста. Между ним и вышележащим новым слоем из уплотнившегося снега уже образовались крепкие связи. При проведении малого блок-теста было установлено следующее:
— Слабый слой легко разрушается/поверхность разлома гладкая;
— Слабый слой тонкий;
— Слабый слой находится ближе, чем 1м от поверхности;
— Ясно видны кристаллы слабого слоя.
Но присутствует жесткий, способный выдерживать нагрузку слой, расположенный над слабым слоем.
Пример 3
В данном случае сход снежной доски при небольшой дополнительной нагрузке мало вероятен, поскольку веса одного лыжника будет недостаточно для повреждения слабого слоя, лежащего под настом.
Но сход доски вполне вероятен при большей нагрузке — например, в результате падения лыжника, карниза или при движении целой группы людей, не соблюдающих между собой безопасные интервалы.
Человек, идущий по склону пешком, также нагружает его гораздо больше, чем лыжник или сноубордист, т.к. имеет гораздо меньшую площадь опорной поверхности и из-за этого глубже проваливается. Кроме того, существует опасность, что он просто пробьет насквозь слой наста, что приведет к повреждению лежащего под ним слабого слоя.
Опыт показывает, что если верхний слой является очень жестким или плотным (например, при хорошо схватившемся подтаявшем поверхностном насте), опасность как от лыжников, так и от идущих пешком часто недооценивается! А ведь всего в нескольких сантиметрах ниже под жесткой коркой нас подстерегает слабый слой, и это тот самый случай, который часто встречается на гребнях, перегибах и в зонах перехода склона в мульды.
Вопрос 5. Преобладают ли благоприятные условия, снижающие лавинную опасность?
О том, что преобладают именно такие условия можно сказать, если:
— Слабый слой вообще отсутствует;
— Толщина и, соответственно, вес (нагрузка) поверхностного слоя состоящего из несвязанного снега невелики;
— Размокший верхний слой имеет небольшую толщину, а из-за температурных условий исключены предпосылки для схода мокрой грунтовой лавины.
Пример (4). На хорошо осевший старый снежный покров выпадает дождь, переходящий в снег. Прирост нового снега составляет 30-50 см. При проведении малого блок-теста под ударами лопаты в снежном блоке не наблюдается смещений, что говорит об отсутствии слабого слоя. Старый снежный покров устойчиво зафиксирован на грунте.
Вывод: при слое нового снега в 30-50см на очень крутых склонах (более 34°) может ожидаться сход поверхностных лавин из рыхлого несвязанного снега. Сход же снежной доски в этом случае исключен: без слабого слоя нет снежной доски!
Пример 4
Внимание: в указанных выше примерах формирование снежного покрова было рассмотрено в очень упрощенной и схематичной форме. В природе, однако, все не столь явно и однозначно. Для того чтобы действительно в полной мере и на высоком уровне владеть методом систематической диагностики снежных слоев, требуется специальное образование в области лавиноведения, связанное с физикой снега.
Но, тем не менее, с помощью такой диагностики, не только высоко квалифицированный сотрудник лавинной службы, но и простой любитель зимних восхождений или катания, обладающий необходимыми знаниями о строении снежного покрова и протекающих в нем процессах, может разглядеть ярко выраженные признаки высокой лавинной опасности. Важно только, чтобы его познания и представления основывались не только на чтении статей и на одном пробном анализе, а на регулярных наблюдениях за снежным покровом с постоянными практическими занятиями в этой области. Уже одно только многократное повторение малого блок-теста с попыткой проанализировать его результаты может оказать нам помощь в предотвращении необоснованных, поспешно принятых решений.
После того, как при помощи систематической диагностики снежного покрова мы определили , какая именно — минимальная или значительная — дополнительные нагрузки могут спровоцировать сход снежной доски, можно сформулировать вытекающие из этого правила поведения во время ски-туров, восхождений или внетрассового катания:
1. При опасности спонтанного схода лавин:
Внимание на возможную зону схода лавины! Держаться на достаточном расстоянии от потенциально лавиноопасных склонов и зон лавинных выносов. Полный отказ от склонов, где имеются участки крутизной > 30°.
2. При опасности схода доски уже при малейшей дополнительной нагрузке на склон (нагрузка от одного лыжника или сноубордиста):
Полный отказ от склонов, где имеются участки крутизной > 30°.
3. При опасности схода доски при значительной дополнительной нагрузке на склон:
Хотя ситуация на данном склоне благоприятна, все же требуется выполнение ряда действий, направленных на снижение нагрузки, действующей на склон. К ним относятся: соблюдение безопасных интервалов между членами группы при подъеме, при спуске склон должен проезжаться по очереди, дуги должны быть более плавными, стараться избегать падений. При оценке степени дополнительной нагрузки на склон следует учитывать: нагрузка от человека идущего по склону пешком — без лыж или сноуборда — всегда должна рассматривается как значительная!
Оценка степени лавинной опасности всегда основывается не на отдельно взятом параметре — общая картина складывается из разных и многочисленных кусочков мозаики. Только общая совокупность этих многочисленных частей позволяет создать действительно адекватное представление о текущей снежной обстановке. Существенная часть процесса оценки лавинной опасности основана на систематической диагностике строения снежного покрова, при которой особенное внимание должно уделяться поиску существующих слабых слоев. Малый блок-тест является той методой, которая позволяет определить наличие слабых слоев в снежном покрове.
С помощью только одного этого теста, нельзя сделать выводы о стабильности всего снежного покрова, но можно определить вид и местоположение слабого слоя. А также провести сравнение текущего состояния снега с пятью неблагоприятными характеристиками (слабый слой содержит большие кристаллы, легко разрушается, является тонким, лежит на глубине менее 1 метра от поверхности, верхний слой снега является мягким).
Необходимым условием для схода снежной доски является наличие слабого слоя, обладающего достаточно большой площадью. На вопрос о наличии подобного слоя можно также ответить при помощи метода «осмысления процессов», т.е. знания, какой именно процесс и при каких условиях привел к образованию подобного слабого слоя. Принимая в расчет также вид и состояние слоя, лежащего на слабом, можно достаточно надежно оценить, насколько при данных условиях вероятен сход лавины, а также ее вид и степень дополнительной нагрузки (малая или значительная), необходимой для ее инициации.
Для проведения полноценной диагностики снежной поверхности требуется уровень знаний, значительно превосходящий тот, что получают на стандартных лавинных курсах. Ведь необходимо ясное понимание того, какое именно влияние на изменение состояния снежного покрова оказывают те или иные погодные явления. Однако сотрудники лавинных комиссий и служб, а также их коллеги из спасательной службы, сертифицированные гиды, квалифицированные инструкторы и организаторы мероприятий должны быть в состоянии при помощи методики систематической диагностики снежного покрова принимать обоснованное решение и уметь аргументированно объяснить своим участникам, в свете современных теории и практики лавиноведения, почему конкретный потенциально лавиноопасный склон при существующих условиях может быть оценен как достаточно надежный и сход лавины на нем может быть исключен.
Методика систематической диагностики снежного покрова расширяет наши возможности по планированию и подготовке к маршрутам. Чем более глубоки и основательны будут наши знания, тем больше мы имеем возможностей разглядеть потенциальную опасность и оценить ее степень.
Авторы:
Георг Кронталер — сертифицированный горный гид, сотрудник Центральной службы лавинного оповещения Министерства окружающей среды земли Бавария. Сотрудник отдела разработки и внедрения методик обучения для альпинистов Немецкого Альпийского Общества (DAV).
Бернхард Ценке — сотрудник Центральной службы лавинного оповещения Министерства окружающей среды земли Бавария.
Перевод: Елена Калинина (aka Panika)
Источник:
Журнал «Berg und Steigen»:
4/06 Georg Kronthaler, Dr. Bernhard Zenke
«Systematische Schneedeckendiagnose»
Hans Gubler, Bruno Salm, SLF-Davos, 1992, Symposion Skibergsteigen/Bildung von Schneebrettlawinen
Jürg Schweizer, Ian McCammon, 2002: A field method for identifying structural weakness in the snowpack.
Jürg Schweizer, 1998: Schneebrettauslösung durch Skifahrer, «Die Alpen» 1.Januar 1998
Jürg Schweizer, J.Bruce Jamieson,2002: Snow Science Workshop, Penticton 2002 Contrasting stable und unstable snow profiles with respect to skier loading.