Лавинные рюкзаки — обзор рынка
Не так давно стандартом любого райдера, выходящего за ленточки были бипер-щуп-лопата. Это тот здравый набор, который уже спас не одну жизнь и просто необходим в потенциально лавиноопасной зоне (а все, что за ленточками таковой и является). Но все чаще можно увидеть райдеров с рюкзаками с волшебными надписями ABS или Snowpulse за плечами – за последние пару лет лавинные рюкзаки пережили небольшой бум у нас в стране. Небольшой, потому что цена все-таки кусается для многих. Но выходят все новые и новые модели, есть уже варианты за относительно вменяемые деньги и уже не обязательно возить из США – почти весь основной ассортимент представлен у нас. Попытаюсь поделиться своими (а также чужими 🙂 ) мыслями о существующих на рынке рюкзаках, а также выходящей новинке JetForce, их особенностях, достоинствах и недостатках.
Зачем нужен лавинный рюкзак
Начну, пожалуй, не с конкретики по моделям, а в целом по самой вещице.
Многие считают, что лавинный рюкзак за такие деньги должен если уж не затаскивать тебя сам в гору, то уж точно возносить над любой лавиной и ты в нем будешь цел и невредим. Это не совсем так. Да, лавинный рюкзак является наиболее эффективным средством защиты, так как его задача оставить райдера на поверхности лавины и предотвратить погребение, но всегда и везде есть нюансы. Попытаюсь привести краткие «возможности и невозможности», о которых дальше будет сказано подробнее.
Что может лавинный рюкзак:
1. Быть «поплавком» и стараться держаться на поверхности. Все лавинные рюкзаки разрабатывались с таким расчетом, чтобы создавать достаточную подъемную силу в лавине и оставаться на поверхности. Надуваются они все (за исключением ABS, но об этом ниже) в районе головы, поэтому именно жизненно важная верхняя часть райдера и будет потенциально вверху, над лавиной или только немного присыпана. Это в теории.
2. Обеспечить дополнительную защиту. Надувающаяся подушка имеет достаточный объем и упругость, чтобы защитить райдера от некоторых ударов (деревья, камни, куски льда), но, разумеется, только там, где она есть. Да, натыкаясь на жесткие/острые края подушка может проколоться, в этом есть свой риск, но иногда это лучше, чем сломать шею.
3. Быть рюкзаком. Не стоит забывать, что подушку в лучшем случае не активируешь вообще, а в худшем активируешь очень редко, поэтому основная задача все-таки быть удобным и функциональным рюкзаком, что производители стараются реализовать, но получается пока все равно хуже, чем полноценные варианты без подушек. Как частный пример – на лавинном рюкзаке сложно разместить треккинговые палки и ледоруб. Места для навеса часто не предусмотрено, потому что острые концы могут повредить подушку.
4.Помочь найти райдера. Даже в случае погребения рюкзак позволяет дольше вести райдера визуально или даже может остаться чуть-чуть на поверхности, то есть визуальное обнаружение заметно улучшается и сильно ускоряет спасательные работы.
5. Сохранить воздух для дыхания. Большинство подушек надувается в районе головы и практически все имеют возможность сдутия через несколько минут после активации. Если райдера засыпало, то, сдуваясь, подушка освобождает пространство для кислорода – это может быть очень полезно или даже спасти жизнь.
Чего НЕ может лавинный рюкзак
1.Он не защитит от попадания в лавину. Ну да, есть люди, которые в это верят. Это зависит только от райдера.
2. Это не замена биперу-щупу-лопате!!! Их все равно нужно всем брать, так как всегда есть шанс, что даже с рюкзаком тебя накроет и нужно будет искать и откапывать.
3. Его эффективность зависит от типа лавины. Да, он прекрасно справится в легкой лавине, даже довольно большого объема, так как гораздо легче всплывать в неплотных слоях. Если идет отрыв здоровой плотной доски, которая ломается и едет кусками (смотрим фотки с Кировска – кирпичи по 2 метра толщиной), то толку от такого рюкзака не очень много. Я еще ни разу не видел тестов в таких условиях или не читал об инцидентах, но последствия скорее всего будут печальными. Также сложнее вытаскивать райдера в тяжелой и мокрой лавине, особенно если она большого объема и уже накрыла райдера.
4. Кстати да, если ты прощелкал клювом и тебя уже накрыло, то скорее всего поздно дергать ручку (хотя если уже накрыло, то скорее всего и не сможешь). Шанс есть всегда, но в толще снега подушке раскрыться будет очень сложно.
5. Лавинный рюкзак далеко не всегда защитит от травм. Посмотрите статистику – чуть ли не большинство райдеров в лавинах погибает от травм. Да, оставаясь на поверхности, снижается риск удара об камни или глыбы льда, но он есть. Да, подушка может быть вокруг шеи и головы, но все равно не спасет от перелома позвоночника.
6.Ну и всегда помним про рельеф. Часто рюкзак не поможет – большие сбросы, трещины, иные ловушки рельефа обеспечат серьезные травмы иди отличное погребение даже с лучшим рюкзаком.
Общие моменты
Думаю стоит пояснить, что поднимают подушки не за счет тяги как у воздушного шара, а за счет объема – в некоторой среде при перемещениях вверх поднимаются большие объекты (потрясите миску с орехами, в которой будет несколько орехов более крупного сорта (бразильских или грецких) – они выйдут на поверхность!). Поэтому в целом верно утверждение, что чем больше подушка, тем она эффективнее.
Почему тогда все подушки делаются стандартного объема? 150 литров для всех вариантов, кроме ABS (2 по 85) – это не прихоть производителя, а тот максимум, которого можно достигнуть при заданных параметрах баллонов (объем и давление), которые регулируются авиаперевозчиками. Если сделать больше, то ваш рюкзак останется дома, поэтому приходится мириться с тем, что есть. Ну и скорость наполнения тоже важна.
Плохие новости для бордеров – доска не отстегивается сама и отлично работает якорем в лавине: подушка будет тянуть вверх и вперед, а доска вниз и назад, результат – вероятны вывихи, переломы, в некоторых типах лавин из-за разной подвижности слоев возможны переломы позвоночника со смещением. Лыжникам тут действительно проще из-за возможности отстрела лыж. Как опция, бордеры придумывают специальные шнуры для экстренного раскрытия креплений, а Voile, например, делает его штатно для своих креплений, а Spark сделали видео в помощь самоделкиным (но эффективность этих шнуров пока под вопросом).
Еще один момент – вторичные сходы лавин. Это когда сошла первая доска и через некоторое время идет смежная, которая может накрыть то же место, где уже лежит райдер с раскрытой подушкой. Если он прикопан или заякорен тем же сноубордом, то шанс быть накрытым второй лавиной возрастает.
Рюкзак необходимо тщательно пристегивать – железные пряжки и дополнительная стропа между ног – не прихоть производителя, который хочет постебаться на фрирайдерами и не дать им покатать на рэпе, а необходимость. Есть много свидетельств, когда рюкзаки стаскивало через голову, поэтому нужно тщательно регулировать на себе рюкзак и застегивать все, что застегивается, перед стартом.
Объем рюкзака довольно относительная вещь и не стоит думать, что 20 литров в обычно равны 20 литрам в ABS и 20 литрам в Snowpulse – в лавинных рюкзаках часть полезного объема занимается самой системой и реально доступно меньше. Это стоит понимать, поэтому для длительных выходов с палатками они плохо приспособлены, если честно. Раньше была модель на 45 литров, а теперь что-то исчезла.
Вес такого рюкзака заметно больше. Можно гнаться за 100 г., выбирая новый скитурный комплект, но новый рюкзак добавит вам 2,5 – 3 кило :(.
Системы
Прежде всего стоит рассмотреть существующие на рынке системы, потому что одну систему может использовать десяток рюкзаков и их обычно выбирают уже во вторую очередь.
ABS
Самый старый игрок на рынке. Они разработали концепцию и выпустили первый рюкзак еще в 1995 году. Это хорошо, потому что они проверены и надежны. Это плохо, потому что концепция так и не поменялась и не совершенствовалась.
Сама система используется многими производителями, а также выпускается отдельно для интеграции с почти любыми рюкзаками.
В качестве спуска используется ручка с пиропатроном, активирующая баллон со сжатым азотом. Система разовая и требует смены после активации. Сжатый азот из преимуществ имеет меньший объем, чем баллоны со сжатым газом, а также менее подвержен влиянию температуры (морозов), но разница на самом деле не такая уж огромная.
Активация происходит той самой ручкой – при рывке пиропатрон стреляет и толкает иголку в мембрану картриджа, она прокалывается и газ выходит и заполняет баллоны. Не самая простая схема, правда? Но она проверена годами, так что тут я бы не стал сильно сомневаться.
ABS используют 2 подушки, раскрывающиеся по бокам рюкзака в виде больших бананов. Это сделано для того, чтобы в случае отказа или прокола одной подушки вторая все еще работала. Сразу можно сделать вывод о минусах: отсутствие защиты головы и шеи, подъемная сила идет от спины райдера, поэтому в случае попадания в лавину рюкзак переворачивает тело горизонтально, спиной вверх, а при подвижности баллонов, тело и голова остаются под снегом. Вообще на этот счет были довольно громкие скандалы, когда обнаруживали подлог при проведении тестов ABS, а независимые тесты показывали, что тела как раз остаются под снегом и без помощи райдеру не спастись.
Рекламная картинка ABS – на самом деле обычно все завершается на 2 или 3 стадии с конца
Пример рекламного видео. Разумеется, в лавину специально никто не лез, но смотрим на объем отложений – лавина была большая, но они не глубокие. Неоспоримое достоинство рюкзака в том, что он не дал райдеру уйти вниз раньше и держал его на поверхности, а в конце глубина была небольшой.
Но вот видео с независимыми тестами, которые сделали после пары несчастных случаев. К сожалению, я так и не нашел видео на английском (это оригинал), но по картинкам должно быть все отлично понятно:
Ну и еще интересные результаты тестов – по ним видно, что с ABS многие были или частично или критично (без возможности движения и дыхания) засыпаны, но заметны на поверхности:
Snowpulse
Тут подразумевается прежде всего сама система. Фирму Snowpulse 2 года назад купил Mammut, поэтому именно он теперь делает как сами системы, так и рюкзаки. Но также можно встретить эту систему и у других фирм. Вообще, если быть точным, системы сейчас две: RAS – Removable Airbag System и PAS – Protection Airbag System. Отличие прежде всего в форме подушек – PAS представляет собой защитный жилет, надувающийся вокруг головы и груди, а RAS – просто подушка сзади головы.
Рюкзаки PAS и RAS
Кстати, несмотря на название, не только RAS является съемной системой – PAS также можно вытащить из рюкзака (хоть и немного сложнее). Основное отличие – то что в PAS система интегрируется еще и в лямки рюкзака, что на первых порах может доставить некоторый дискомфорт – они жесткие и объемные, но довольно быстро обнашиваются, так что не стоит пугаться.
Сама система также активируется ручкой, спрятанной в лямке, но та имеет простой механический принцип, где к этой самой ручке приделан тросик с пружиной, которые и пробивают мембрану на баллоне. Баллон выпускается как в разовом исполнении (заправлен азотом, как и ABS), так и в многоразовом с возможностью самостоятельной заправки воздухом. Точнее рекомендуется заправка в авторизованном центре (у нас это Ледниковый период), но умельцы заправляют и в дайвинг-центрах и у пейнтболистов и даже у пожарных. Mammut продает даже специальный переходник с баллона для дайвинга на свой баллон. Стоит только внимательно почитать инструкции и рекомендации производителя, прикупить запасной набор для перезаправки. Хотя производитель заявляет, что сторонняя заправка не гарантирует чистоту и минимальную влажность воздуха, что может привести к некоторым сбоям в системе, таких проблем пока не слышал.
Бонусом пара видео о переборке клапана и заправке. На инглише, ессно, но наглядно:
Вообще стараюсь мониторить эту тему, так как и сам имею Snowpulse. Другим владельцам, кстати, стоит взять на заметку – в этом году Mammut заявил об отзыве и замене рюкзаков, имеющих заводской дефект
– см картинку. Если у вас так выглядит крепление, то несите его в магазин и просите обмен.
Но вернемся к самой системе.
В целом тут все понятно – подушка надувается вокруг или в районе головы и прежде всего именно она и оказывается на поверхности. Система PAS создает жилет и обеспечивает дополнительную защиту головы и шеи. Более того, независимые тесты подтверждают, что именно такой тип подушки обеспечивает более вероятное всплытие головой вверх и предотвращение ее засыпания лавиной.
Система RAS легче PAS, выпускается в больших вариантах рюкзаков, включая сторонних производителей, но не обеспечивает такой же защиты, а это, на мой взгляд, самый критичный момент, который дает огромное преимущество PAS перед всеми другими вариантами. Однако, RAS дает большую подушку за головой, то есть лучшее позиционирование и все-таки некоторую защиту по сравнению в ABS.
BCA Float
BCA хорошо зарекомендовала себя как производитель товаров для бэккантри, а также лавинного снаряжения и также выпускает свои рюкзаки. Их система практически полностью идентична Snowpulse (Mammut) RAS и также использует механический спусковой механизм и баллоны, заправляемые воздухом. Зато BCA выгодно отличается более гуманным ценником J
BCA Float поставляются только с перезаправляемыми многоразовыми баллонами, которые можно как заправлять самому, так и отправлять на сервис. Отдельно продаются запаски для смены, переходники и даже спуковые троссы.
Эффективность точно также подтверждают тесты:
Alpride
Вообще эта система ставится в рюкзаки SCOTT, поэтому часто считают, что именно они их и придумали, но это отдельная фирма.
Эта подушка также похожа на BCA Float и Snowpulse RAS. Примерно такая же подушка, такой же механический спусковой механизм. В чем же отличие?
Производитель уверяет, что округлая форма улучшает «плавучесть» над лавиной, заявляется более легкий вес (1,2 кг весит сама система). Также вместо одного баллона с воздухом используется два – некоторая отказоустойчивость и используются стандартные баллоны для спасжилетов. Кстати, баллоны только одноразовые и каждый раз их нужно менять. Говорится об их низкой стоимости и дешевизне, но это, наверное, для США.
Ну и они делают крутые ролики, говорящие о прочности подушек 🙂
Продукт только выходит на рынок, поэтому детальная информация и отзывы пока недоступны.
Black Diamond / PIEPS JetForce
Наверное самый ожидаемый рюкзак – наконец-то не нужно гадать пустят ли в самолет с баллонами или что делать в Гульмарге, если уже в первый день бахнул свой баллон. Теперь система работает на батарейках, может активироваться хоть каждый день и вообще интеллектуальная. Правда стоит дорого и имеет спорные моменты, но обо всем по порядку.
В JetForce используется вентилятор для нагнетания воздуха в подушку. Так как управляется он электроникой, то это не просто контакт «вкл/выкл», а целая хитрая система управления и самодиагностики. Вся система питается от аккумулятора.
Сначала о самом простом – о подушке. Форма и расположение уже знакомы по ABS, Alpride и т.д. Но сразу заметен увеличенный объем. Как говорилось в начале объем определяет и эффективность, поэтому 200 литров вместо стандартных 150 – уже плюс. Форма PAS Snowpulse уже запатентована и BD решили, что стандартная подушка тоже неплохо, да и она меньше ограничивает в плане проектирования и компоновки рюкзака + он проще в обслуживании. Подушка сделана из кордуры, как понимаю, также, как и все другие варианты, рассмотренные ранее. BD задумалась об использовании Dyneema в качестве усиливающего материала – возможно через год другой эти подушки будут легче (но еще дороже). Кстати, еще один плюс – после сдутия подушку можно буквально затолкать в карман – никаких хитрых схем по укладке, как это требуется в некоторых других рюкзаках.
Вентилятор – с его помощью надумается подушка.
Скорость вращения – 60 000 оборотов, что позволяет надуть подушку за 3 секунды, а также сохранять рабочее состояние даже при разрезе размером до 15 сантиметров.
Как видно по фото, вентилятор защищен от внешних воздействий жестким пластиковым кожухом с ребрами жесткости, а в районе лопастей он дополнительно усилен. Я не берусь говорить о том выдержит ли он падение райдера на вентилятор, скажем, с 10 метров об скалу, но сам уверен, что скорее сломаются ребра, чем этот корпус. Более того, подушку раскрывают когда еще есть самоконтроль, в начале попадания в лавину, а не когда тебя бьет и швыряет об камни и деревья. Так что тут я бы не стал волноваться.
Вентилятор снабжен фильтром, аналогичным используемым в сноумобилях, то есть не нужно беспокоиться, что он засосет что-то вредное или забьется. Ресурс работы тестируется производителем и составляет более сотни полных циклов раскрытия. Не думаю, что даже тестируя подушку дважды в год, кто-то откатает с одним рюкзаком более 30 лет, попадая каждый год в лавину J
Откуда берется воздух, насколько это надежно в лавине? Вообще воздух есть везде вокруг, человек задыхается под лавиной, потому что из-за дыхания ограниченный объем обледеневает и заполняется внутри выдыхаемым углекислым газом. Пока лавина едет дышать кое-как можно. До попадания в нее тем более. Кстати, вспомните Avalung – он также работает за счет этого факта. Так вот, воздух к вентилятору подается из трех мест: нижней части стенки рюкзака, оснащенной специальной сеточкой, спины рюкзака, выполненной из специальной пены и самого кармана, где хранится подушка после ее активации. Проблем с забором воздуха ни из-за снега ни из-за спины райдера нет.
Кстати, помимо надувания вентилятор работает еще и на сдувание – он оснащен специальным клапаном, который можно открывать как вручную, так и в автоматическом режиме с помощью умной электроники, но об этом далее.
Электроника, мозги этого рюкзачка, сделаны PIEPS, чьи биперы мы все так любим и которым мы также доверяем свою жизнь, поэтому вопросы о надежности здесь, разумеется, остаются, но все же определенное доверие есть.
Рюкзак работает по следующей схеме:
В первые 3-4 секунды после активации подушка надувается, затем вентилятор работает еще 5 секунд на полную мощность, на всякий случай.
До конца первой минуты система импульсно балансирует от 50% до 100% мощности, анализируя давление, которое может меняться из-за ударов или прорыва подушки в лавине. Давление поддерживается на требуемом уровне.
Следующие 2 минут система дает импульсные вдувы по 3 секунды через каждые 20 секунд для поддержания давления (это требование также заложено сертификацией к средствам спасения)
Через 3 минуты после активации система переходит на полное сдутие подушки, чтобы освободить пространство вокруг головы и дать дополнительный объем для воздуха.
Вот последний пункт вызывает вопросы – если будет повторный сход лавины, а райдер частично заблокирован, то шансов у него нет – подушка сдута, активировать ее заново не получится и привет. Также труднее вести поиск, если подушка сдута и хуже заметна. В целом вопросы остаются, меня этот момент смущает.
Что еще делает электроника? При каждом старте системы проводится полная диагностика (как и в биперах PIEPS), остаточный заряд, работоспособность вентилятора и т.д. В случае каких-то сбоев выдаются соответствующие сигналы с помощью ручки активации.
Ручка активации, кстати, тоже не просто рычаг для рывка, но и система управления. Активация системы происходит с помощью кнопки на торце – 4-секундное нажатие на нее включает систему, после чего проводится диагностика и рюкзак готов.
Помимо кнопки старта на рукоятке также расположены индикаторы заряда и диагностики состояния в виде диодов. Для активации подушки нужно также дергать за ручку, при этом активация как электронная (включение вентилятора), так и механическая (откидывается клапан с подушки).
Кстати о клапане – на JetForce сама подушка может лежать абсолютно скомканной во внешнем кармане, который является простой накидкой и держится на простейших защелках, которые легко сбрасываются при активации – никаких хитрых молний или липучек и специальной укладки.
Ну и, наконец, батарея. Система питается от литиевого аккумулятора, который прикреплен к блоку управления и не имеет возможности съема с рюкзака – это сделано для дополнительной надежности и предотвращения возможности нарушения контактов. Литиевая батарея более устойчива к холоду, но со временем ослабевает и держит меньше – это надо иметь в виду. Заряжается через отдельный шнурок, торчащий из блока и подключаемый к переходнику в 220.
На тему надежности и ресурса батарей: запас оттестирован и гарантирует:
— 6 полных циклов срабатывания при комнатной температуре или 1 цикл в условиях -40 градусов;
— система работает до 6 недель в режиме экономии или 120 часов (5 суток) в режиме готовности при температуре около 0 градусов, но на самом деле тратит и разряжается быстрее при частых
— перезапусках и проверках состояния;
— полная зарядка аккумулятора за 8 часов.
Что мы имеем как итог?
1. Перевозка в самолете без каких-то распечаток и проблем;
2. Многократная активация, включая несколько раз за день без покупки и замены баллонов;
3. Защита на случай прорывов подушки;
4. Увеличенный объем подушки для лучшего всплытия;
5. Автоматическое сдутие подушки для освобождения пространства, но повышение риска от второй лавины;
6. Спорные вопросы об энергопитании в условиях холода, особенно если это скитурная вылазка в палатках на неделю – в этом случае заряда рюкзака может не хватить;
7. Вся система все еще занимает много полезного объема и добавляет вес в рюкзаке, даже больше, чем обычный баллон с газом;
8. Спорные моменты со сбоями в электронике – терра инкогнито, но Pieps можно доверять на мой взгляд.
И да, тесты! Производители заявляют, что закрытые тесты проводились в течение 2 лет как лаборатории, так и на горе, включая привлеченных райдеров. До официального старта продаж результаты не оглашаются, но они должны быть уже доступны этой зимой.
Но вот небольшой инсайдик от участников:
Пара слов о перевозке
Вообще это самая большая головная боль всех рюкзаков на рынке, которую наконец-то обходит новый JetForce. Хотя производители формально решили проблемы с перевозкой и все варианты подпадают под нормативы перевозчиков, все еще встречаешь жалобы об изъятии или отказа перевозки баллона. Я летал со Snowpulse по России от Камчатки до Кавказа, а также был и в Индии с их военным аэропортом в Шринагаре и в Японии с их особенными правилами во всем и с пересадками через Абу-Даби, где нет гор и мало кто знаком с этой штукой – пока проблем не было. Что нужно знать и соблюдать:
1. Зайти на сайты производителей и распечатать необходимую информацию. Обычно это выдержка из правил IATA и данные на рюкзак и баллон, которые подтверждают соответствие правилам.
2. Позвонить/написать в авиаперевозчик заранее и добиться внятного ответа от на тему можно или нельзя. Лучше всего просить письмо от них, которое потом можно будет показывать. В некоторых компаниях даже вносят специальную пометку в бронирование, но где-то могут сразу сказать «знаем-знаем, все нормально». Лучше всего сразу писать письмо, прикладывая все те выдержки и данные.
3. Взять с собой все распечатки, можно их даже положить/приклеить частично к баллону, если досматривать будут уже без вас. Но лучше сразу все вопросы решить на стойке регистрации.
4. Баллон я обычно кладу в сдаваемый багаж, а рюкзак беру с собой. Где-то могут попросить сделать иначе – в Японии просили баллон вложить в рюкзак и взять в салон, например.
В общем-то все. Да, могут быть исключения из правил, раньше у нас не знали что к чему и как обычно в таких случаях отказывали просто, но сейчас перевозчики обучились, в аэропортах рюкзаки примелькались и такое очень маловероятно, так что особой проблемы не вижу.
Есть еще нюанс, что для полетов в США отдельные правила и для них нужны только баллоны, сертифицированные по стандарту DOT, но это частный случай, не думаю, что он много кому интересен. Если кратко, то для Snowpulse нужно использовать только их перезаправляемые баллоны.
Final
Ну и бонусом табличка 🙂
ps Катайтесь безопасно, всегда используйте бипер и научитесь им пользоваться, пройдите курсы и проводите регулярные тренировки. Для начала можно посмотреть обучающее видео, перевод которого Денис Пащенко закончил в этом году.
Автор: Денис Пащенко White noise