Катастрофа 1951г. Дело «Гросса»
В своих лекциях по лавинной безопасности я всегда рассказываю этот случай, который по количеству совершённых человеческих ошибок – полон трагедий! И спустя многие годы я нашел подробности этого происшествия!
«Опыт, накопленный в течение многих столетий,
не выдержал испытания во время этой большой катастрофы.
(отчетный доклад Швейцарского Красного Креста)…»
«В течение зимы 1950/51 г. в Альпах необходимо различать два лавинных периода; первый продолжался примерно с 19 по 23 января 1951 г., второй — приблизительно с 3 по 15 февраля, причем эти даты охватывают только дни собственно падения лавин.
Первая катастрофа этой страшной зимы началась в Альпах в роковую субботу 20 января 1951 г. — жуткое завершение снежных бурь, бушевавших всю неделю. 12 января в Альпах начался снегопад. Кое-где, правда, наступали кратковременные прояснения, но в открытых на запад «снегоулавливающих» долинах — в Претитау у Клостерса или в долине Клостера у Арльберга — снег шел не переставая, по меньшей мере, с 18 по 21 января, а в некоторых местах, например в Штубене (район Арльберга), — почти непрерывно целую неделю.
Из района Парсенн близ Давоса Швейцарское общество исследования лавин (SLF) сообщало: «…с 15 по 22 января почти непрекращающийся снегопад», хотя и не везде одинаково сильный. В восточной Швейцарии, Граубюндене, Форарльберге и других районах Австрийских Альп на протяжении всего одной недели количество свежевыпавшего снега на 200%, а местами даже на 300% превысило среднее годовое, мощность снежного покрова достигла 2 — 3 и более метров. Уже в четверг утром, когда стало заметно первое потепление и местная противолавинная служба не проявила особой тревоги, я в присутствии свидетелей предсказал большую опасность.
В пятницу началось бедствие.
В пятницу 19 января 1951 г. дорожный мастер Буртель Гросс из Цернеца (район Нижнего Энгадина, Швейцария) примерно в 2,5км от этого населенного пункта был занят расчисткой заваленной снегом дороги к перевалу Офен. Около 10 часов там, где дорога пересекает крутое ущелье Валь – де — Баркли, Гросс был внезапно настигнут страшной лавиной «Баркли», которая его погребла. Около 12 часов 45 минут начальник спасательной службы Швейцарского альпийского клуба в Цернеце получил сообщение, что лавина «Баркли» засыпала дорожного мастера.
Схема схода лавины Баркли 19 января 1951 г. Лавина скатилась по долине Вальде-Баркли, пересекла дорогу к перевалу Офен и упала в ущелье Спель (С), засыпав несколько человек и собаку.
В Цернеце была мобилизована спасательная группа под руководством проводника Беццола, а из Понтрезины (район Верхнего Энгадина) вызвали проводника Реми с лавинной собакой, которого сопровождали X. Голай и проводник И. Гётте. Специальный поезд и автомашины уже, в 14 часов 45 минут доставили их к месту катастрофы. Тем временем ранее организованная группа нашла на дороге пальто пострадавшего, но его самого не смогла обнаружить. Он находился, вероятно, под лавиной.
Опытные проводники, которым была известна опасность, грозящая от так называемых повторных лавин — (снегопад не прекращался ни на минуту), — выставили три лавинных дозора с сигнальными рожками, а один из них — даже в 600м над дорогой, так как видимость в метель была очень плохой. Затем первая группа с собакой спустилась в глубокое ущелье, нашла Гросса в снежной лавине в русле ручья Спель, откопала его и тут же начала приводить в чувство.
Вдруг прозвучали сигнальные рожки и крики тревоги. Трое из спасателей бросились бежать со дна ущелья через конус лавины на противоположный берег. В этот момент мимо дозоров, выставленных в безопасных местах, как ураган, проносится пылеобразная лавина и застилает видимость. Наступает жуткая тишина. Когда облака снежной пыли рассеялись, на том месте, где только что находились пострадавший и его спасатели, дозоры увидели огромный новый лавинный конус. Гётте, Реми из Понтрезины и его собака, Беццола, Денот и Рот из Цернеца были погребены лавиной вместе с вторично засыпанным Гроссом — все шестеро отцы семейств.
Это произошло около 15 часов 40 минут, то есть через час после начала спасательных мероприятий. Немедленно были начаты поиски погребенных, интенсивно продолжавшиеся до вечера. Одновременно запросили подкрепление и собак из Цернеца, Цуоца и других мест. Помощь пришла вечером. Тотчас к поискам приступают три человека и собака, по кличке Боско, со своим проводником Мерном. При свете факелов они работают до полного изнеможения с 20 часов 50 минут до 23 часов — и все безрезультатно. Нужно дать отдохнуть Мерку и его собаке, но Мерк решил продолжать раскопку до прибытия смены.
В 23 часа происходит непостижимое: третья лавина низвергается из мглы в ущелье и погребает под собой и этих спасателей! Однако собаке удается освободиться и откопать своего хозяина. Но Эрнст Тут, обслуживавший осветительные приборы, исчез бесследно. В 23 часа 45 минут поиски начинает собака, по кличке Донар, с проводником Майссеном и через несколько минут находит на глубине одного метра лыжу Тута. Вскоре после полуночи Донар лаем дает знать, что им найден человек. Тута извлекают из-под снега с глубины 60—80см, где он находился в стоячем положении. Тотчас же начали приводить его в чувство и продолжали искусственное дыхание в течение трех с половиной часов, но безрезультатно. Уже 4 часа ночи. Люди морально и физически совершенно измотаны. Они покидают зловещее место. Позади осталось семь жертв лавин. Реми и его верную собаку нашли лишь 8 июня, а Денота — только 22 июня 1951 г… Слава смелым!
Спасатели из Цуоца не предполагали, что их задержка в ущелье Спель повлекла за собой тяжелые последствия для их родного поселка. Наступил страшный день катастроф, суббота — 20 января, когда в Альпах лавины скатывались сотнями, сея повсюду несчастье.
В Цуоце с 1945 г. организована образцовая защита от лавин. Ввиду того что два лавинных пути, ведущих из долин Валь — Буэра и Валь — д’Урецца, часто угрожали окраинам населенного пункта, была налажена весьма эффективная служба наблюдения и практиковался обстрел снежных наносов. Путем обстрела скоплений снега из минометов, проводившегося специалистами, вызывалось искусственное обрушение небольших лавин, поэтому снег не мог накапливаться в больших количествах. Такой обстрел был произведен 19 января.
Утром 20 января наличие огромных масс свежевыпавшего снега настоятельно требовало профилактического обстрела, но ответственные специалисты еще не возвратились из Цернеца. Офицер миномета не имел права самостоятельно принимать решение, а муниципалитет дал приказ начать обстрел лишь в 15 часов. Тем временем массы снега выросли до таких размеров, что офицер не рискнул произвести стрельбу с обычного места, и ему пришлось стрелять с новой, неудобной позиции, без необходимых точных данных для стрельбы, к тому же во время густого снегопада. В 16 часов раздался роковой выстрел.
В подлинном отчете Швейцарского общества говорится: «Тревожные секунды пережил около своего орудия минометный офицер, в одиночестве ожидавший разрыва снаряда. Вдруг откуда-то раздался гул и свист. Лавина настигла его бегущим к центральной площади деревни и засыпала недалеко от здания школы вместе с двумя его помощниками — стрелками. Один из них очутился на спине коровы в хлеву, другой успел еще высунуть голову из снега, а самого офицера, к счастью, нащупали лавинным зондом и спасли. Когда несчастье, казалось, миновало, школьница, прибежавшая из северной части деревни, рассказала, что несколько домов исчезло. Немедленный осмотр обнаружил страшную картину разрушения: величественный дом «Монод» превратился в развалины, от дома «Бельмонт» осталась лишь половина, дом «Сюрмелинс» исчез, от гостиницы «Альпина» сохранился лишь торчащий из снега фундамент, целый ряд других зданий также был сильно поврежден».
Оказалось, что в первый момент после выстрела оторвалась не та лавина, по которой стреляли. «С высокого, заросшего лесом склона, где еще никогда не происходили снежные обвалы, лавины двинулись сразу с четырех участков и слились в могучий снежный поток. Разрушив на своем пути сарай, поток проник в деревню до колодца». Снежный нанос, по которому стреляли, также оторвался и оказался значительно крупнее, чем ожидали. Лавина скосила упомянутые пять больших домов и «принесла несчастье многим семьям. До глубокой ночи, при свете фонарей, длились поиски заживо погребенных. Снег продолжал падать, и около полуночи скатилась еще одна лавина, окончательно разрушившая воздушной волной уже поврежденный дом. Погибло пять человек. От лавины пострадало 32 здания и был нанесен материальный ущерб на общую сумму более 1 млн. франков» …»
Из книги В.Фляйг «Внимание, лавины!»