Warning: Declaration of YOOtheme\Theme\Wordpress\MenuWalker::walk($elements, $max_depth) should be compatible with Walker::walk($elements, $max_depth, ...$args) in /home/snowaval/snowavalanche.ru/docs/wp-content/themes/yootheme/vendor/yootheme/theme/platforms/wordpress/src/Wordpress/MenuWalker.php on line 8

Статьи

Полезные материалы

Лавинные бюллетени

Вместо пролога

Дорогой райдер, ответь себе (так честнее), вот ты ходишь на лекции по лавинной безопасности или даже читаешь дополнительные статьи, какие-то из них лайкаешь и репостишь, а что из этого ты реально используешь на практике? Нет, я говорю не про тренировки с бипером, а про анализ снежного покрова, копание шурфов, проведение всяких тестов – все эти долгие и странные проверки. Не берусь отвечать за всех, но, насколько могу судить по своим знакомым, делают это единицы, причем в основном те, кто ходит сам в какую-то дичь, куда остальных не затащишь даже девочками (мальчиками по вкусу) в бикини. Большинство вообще приезжает в ту же самую Поляну и со страшными глазами мчит в кулуары “взрывать паудер”. И такое грустное чувство испытываешь, глядя на толпища безумцев, скатывающихся кубарем или поперек склона в сторону “Суицида” или спускающих сопли друг на друга с крутых ребер. Мне кажется это реальный показатель, что большинству нет никакого дела до компрессионных тестов или даже скикатов и уж точно никто не будет сидеть на попе ровно, ожидая сутки-двое после мощного снегопада, чтоб снег стабилизировался. Чего уж там, я также поддаюсь этой истерии. Страшное место эта ваша Поляна и спасибо ее лавинщикам, которые закрывают верха (и сами страдают в паудере 🙂 шутка конечно). Так что предлагаю принять как данность, что есть люди, которые не будут изучать и использовать все тонкости лавинки и они также имеют право на кусочек паудера за ленточками и долгую и счастливую жизнь. Им и хочется адресовать этот текст — понятный и очевидный минимум, который сможет использовать каждый.

Итак, вы мчите на подъемник или уже стоите первым в очереди и видите ту самую табличку. Все видят лишь цифру и делают свой вывод: так, от 1 до 5 — степень опасности, 3 — это как бы средняя, 4 уже хуже ну и 5 плохо, да, сегодня 3, средняя, значит нормально. Как-то так, да? Это неверная оценка. Шкала на самом деле идет от 0 до 5 и 1 уже означает, что есть определенный риск, а 3 говорит о том, что в этот день на некоторых склонах вы сможете гарантированно спустить лавину. Не нужно далеко ходить, есть реальные примеры, когда люди гибли при 2 уровне лавинной опасности.

Отличный пример лавинного бюллетеня — подробная карта с опасными зонами, вся информация с расшифровкой, уровни опасности, а также ежедневные описания и советы

Тоже вариант — карта + уровни опасности по конкретным маршрутам.

Попадая на курорт, мы видим цветные таблички, обозначающие уровень лавинной опасности на текущий день – это и есть лавинный бюллетень, он же лавинный прогноз. Давайте посмотрим что же на самом деле на них написано и как их использовать обычному райдеру, в том числе, катающемуся в зоне курорта. Стоит сразу отметить, что ссылки будут прежде всего на бюллетени, используемые на зарубежных курортах, так как на наших они, к сожалению, не всегда стандартизированы и включают полную информацию. Показываемые варианты же являются международным стандартом, поэтому их можно найти в Европе, Штатах, Индии или Японии. Я специально пробежался по сайтам наших самых крупных горнолыжек и к своему разочарованию обнаружил, что в режиме онлайн почти никто не вывешивает данные бюллетени на своих сайтах. Насколько помню, на информационных стендах самих курортах дела обстоят лучше, но тоже не везде. При этом большинство просто дают общую оценку, но детали можно всегда уточнить в лавинной службе курорта.

За эти данные отвечают специалисты

Небольшое, но важное на мой взгляд пояснение. Лавинные прогнозы в горах составляют не какие-то очкарики за компом или халявщики, которые сами хотят раскатать свежак первыми, а настоящие специалисты. Эти люди каждый день и в любую погоду выходят на гору и творят ту самую магию, на которую у большинства нет времени и желания: копают шурфы, проводят тесты, снимают показания с метеостанций, делают тесты на выборочных и показательных участках, а потом все тщательно записывают в журнал наблюдений. Результатом всей этой нудной и рутинной работы и являются лавинные прогнозы. Более того, опыт работы в конкретном месте и ежедневный мониторинг изменения условий с самого первого снегопада зачастую позволяет им сделать прогноз даже без всех этих измерений, но они все равно там, копают очередной шурф в метель. Поэтому не стоит относиться к этим табличкам как к бреду параноика — это результат работы специалистов, которым можно и нужно пользоваться.

Лавинная служба Горной Карусели фигачит вверх, пока народ раскатывает поля в солнечный денек

Да, прогноз лавинной опасности — это именно прогноз и ситуация может меняться в течение дня. Но все-таки он довольно точен: лавинные службы используют реальные текущие показания на склонах, данные с локальных и специфичных отдаленных метеостанций для анализа ближайших изменений погоды, а также архивные данные с аналогичными состояниями условий и развития обстановки за несколько последних лет, поэтому вероятность ошибки довольно мала. Но она все же может быть, так как зависит от самого слабого звена в цепи — прогноза погоды на предстоящий день, а он не всегда точен на 100%. Поэтому стоит смотреть эти прогнозы вместе и делать возможные корректировки. К счастью, хорошие прогнозы включают и такие пояснения.

Пример внутреннего протокола в лавинной службе. Жаль, что не вывешивают на сайте для всех 😉

Лавинный бюллетень

Давайте посмотрим что должен включать в себя хороший лавинный бюллетень:

Примеры реальных лавинных бюллетеней в Ливиньо и в Юте

  1. Непосредственно уровень лавинной опасности, с уточнением по зонам.
  2. Указание факторов лавинной опасности (основная и вторичная), с детализацией по высотам и экспозиции, вероятностью схода, тенденцией (сколько будет сохраняться) и общим описанием угрозы.
  3. Общее описание ситуации с лавинной опасностью
  4. Советы и рекомендации по нахождению на горе – куда идти, на что обращать внимание, чего бояться.

Теперь обо всем по порядку…

Уровни лавинной опасности

Вообще есть и 0 уровень, но его вы вряд ли увидите, так как если в горах есть снег, то есть и опасность. Ниже дается описание каждого уровня в соответствии с теми рекомендациями, которые используются в международных стандартах.

1 – Низкий (Low)
Нахождение в зоне бэккантри в целом безопасно. Снежный покров стабилен и самопроизвольные лавины могут наблюдаться исключительно на очень крутых склонах. Человек может вызвать лавину только на очень крутых склонах с подверженным рельефом (скользкая подложка, сильные перегибы и т.д.) Основную опасность представляют зоны ветрового переноса снега на крутых участках и ребрах. Катание по таким участкам должно быть по возможности без перегрузки склона. Если есть подозрения на опасность, то рекомендуется проходить опасные участки по одному. Также стоит опасаться участков в постоянной тени, склонов от северной до восточной экспозиции – в них уровень опасности может быть локально повышен до 2.
2 – Средний (Moderate)
Этот уровень опасности считается довольно коварным, так как низкая оценка создает ложное ощущение безопасности и многие не предпринимают совсем никаких действий для снижения риска. И даже если и думать о возможной опасности, то такие традиционные индикаторы как трещины и просадки снега, характерные звуки уханья и следы недавних сходов могут отсутствовать. В данном случае основные индикаторы – недавний снегопад или ветровой перенос снега. В данном случае только дополнительные тесты снежного покрова могут дать более точную картину (но мы о них сейчас не говорим).
В данных условиях можно выходить в большинство участков горы и кататься по большинству склонов, избегая заведомо крутых уклонов (в данном случае рекомендуется ограничиться 35 градусами уклона, что более чем достаточно для большинства райдеров). Дополнительную опасность представляют ярко выраженные ребра, перегибы и кулуары – их также лучше избегать или проходить по безопасной траектории. Часто в лавинный бюллетень дополнительно включаются указания о том какие экспозиции и зоны на текущий момент особенно опасны (об этом ниже).
Самопроизвольные сходы возможны на крутых склонах и при дополнительном воздействии (потепление, протаивание). Лавины, вызванные райдерами уже вполне реальны, для крутых склонов или склонов, имеющих указанный рельеф, вероятность схода заметно возрастает. Стоит проходить сложные участки по одному, на подъемах также растягиваться.
Особенно внимательным стоит быть, если дается различный прогноз по высотным зонам и для зоны, находящейся выше вас уровень опасности выше – возможен сход лавины сверху.
3 – Значительный (Considerable)
Условия становятся действительно сложными. С одной стороны это очень частая ситуация после хорошего снегопада, когда хочется кататься и вроде бы снег начал стабилизироваться, а с другой стороны риски еще довольно высоки. Снег еще не закрепился действительно хорошо на большинстве склонов. Спуск лавины возможен даже от одного райдера для крутых склонов или зон, особо отмеченных в бюллетене как потенциально опасные. Также возможен спуск лавин на подъеме, поэтому нужно тщательно выбирать свою линию.
На склонах могут наблюдаться упомянутые выше индикаторы опасности: трещины и просаживания снега, уханье, выраженные ветровые доски. В случае скитурных подходов все становится еще сложнее, так как требуется прокладывать действительно выверенный путь, желательно проводя дополнительную оценку и разбираясь в рельефе, а также контролируя склоны над головой.
Рекомендуются спуски со склонов не круче 35 градусов. Помните, что сложный рельеф, включая перегибы, ребра, кулуары может создавать локальное повышение крутизны вместе с большим напряжением в нежном покрове, поэтому такие участки всегда связаны с большим риском. Все, что было сказано ранее для 2 уровня по поводу дополнительных рекомендаций из прогноза также относится и к данному уровню.
4 – Высокий (High)
Условия действительно опасны, что чаще всего связано со значительным количеством свежего снега (выпавшего или перенесенного) или резкой оттепелью из-за которой снег начинает протаивать. Снег нестабилен на большинстве склонов и для больших зон. Сход лавины от райдера очень вероятен для склонов круче 30 градусов. Также вероятен самопроизвольный сход больших лавин.
Рекомендуется оставаться на относительно пологих склонах (до 25-30 градусов) и всегда быть начеку, если над вами находится более крутой участок. При катании стоит быть внимательным и строить линию, которая бы не пересекала опасный рельеф в местах перегибов.
Обычно данный уровень опасности держится всего несколько дней. Умный райдер способен переждать это время, ограничваясь более пологими участками или нижней зоной леса, где уровень опасности ниже. Выход в зоны, отдаленные от курортов и скитур рекомендуется только для очень опытных райдеров, способных проводить детальный анализ обстановки.
5 – Экстремальный (Extreme)
Данный уровень опасности встречается довольно редко и является следствием очень большого количества осадков. Все склоны нестабильны, повсеместны самопроизвольные склоны, лавины преимущественно больших и очень больших размеров, в общем все плохо и страшно. Тут меры предосторожности указывать просто не имеет смысла – нужно сидеть в баре. Ну ок, в качестве рекомендации можно упомянуть, что даже маршрут из бара нужно прокладывать подальше от склонов, так как может прилететь сверху.Вот еще пара примеров для понимания опасности:
— Примерная зависимость вероятности схода, размеров лавин и уровней опасности. Заметьте, что при 2 уровне уже очень вероятны смертельные для райдера лавины — принято от 2 уровня, хотя и при первом при стечении обстоятельств могут поломать на рельефе.

 

 

 

 

 

— Шкала от Bruce Trempter — Уровни опасности в совокупности с вероятностью инициации райдером и возможным ущербом (1 уровень опасен тем, что принесут на опасный рельеф, а 2 уровень уже могут засыпать сами)

 

 

 

 

Немного полезной статистики. Как думаете, при каких уровнях больше всего жертв лавин? При 2 и 3! Почему? Казалось бы, самые опасные 4 и 5 уровни, но именно тогда, все и сидят в барах — слишком страшно. А вот при 2 и 3 уже можно лезть во все тяжкие.

Зонирование

Рельеф, а также растительность оказывает большое влияние на уровень опасности при прочих равных условиях, поэтому часто в прогноз включается дополнительная градация по зонам и уровень опасности может иметь разные значения для разных зон.
Alpine – высотна зона. Название говорит не столько о высоте горы, сколько об отсутствии растительности и зачастую более крутых склонах (часто эти факторы связаны).
Treeline – граница леса. Это зона, где начинается растительность, включая любимые редкие елочки. Часто данная зона имеет не сплошное залесение, а характерные просеки и иные “голые участки” — это следы путей прошлых лавин и очень вероятно, что по ним же пойдут новые. Однако те участки, где деревца уже есть говорят о том что лавины их не сносят (по крайней мере столько лет сколько лет этому дереву).
Below treeline – зона леса. Это уже характерные лесные массивы, в которых вероятность сода лавин достаточна мала, однако они все еще возможны на локальных небольших участках.

Указание на возможные опасности

Уровень опасности — это некоторая усредненная оценка, как в том самом анекдоте про среднюю температуру по больнице 36.6, потому что у кого-то лихорадка а кто-то уже умер. Ну почти, так как лавинный рейтинг все-таки имеет не такой сильный разброс, но нужно понимать, что степень опасности может очень сильно отличаться в зависимости от других факторов, таких как крутизна склона, его расположение, рельеф и т.д. Поэтому не стоит ограничиваться только такой оценкой и считать, что если указан 2 уровень опасности, то вам ничего не грозит. Это скорее означает, что естественные сходы маловероятны, но райдер может сам спровоцировать лавины небольшого масштаба (но достаточные для летального исхода) в специфичных условиях, например, на склонах определенной экспозиции.

Примеры информации об основных опасностях в прогнозах по Гульмаргу

Хорошие лавинные бюллетени содержат дополнительную информацию о том какие склоны наиболее опасны, а также указание источника угрозы: ветровые доски, обрушения карнизов, мокрые лавины, глубинная изморозь – это явные указания на то чего стоит остерегаться и как строить свою линию. Различные угрозы могут требовать различного подхода и выбора тех или иных зон катания. Если текущий сезон в данном месте характеризуется проблемами с глубинной изморозью, то следует уделять повышенное внимание и даже отказаться от непроверенных и сомнительных склонов, потому что данные типы лавин довольно сложно предсказать и они могут стрельнуть в самый неожиданный момент, особенно если вы не эксперт и не провели всю свою жизнь на этом курорте, чтобы знать все его сложные места.

Посмотрим на довольно сложный пример возможной диаграммы:

Роза опасности с расшифровкой цветовых обозначений. 
Круг представляет собой вид на гору сверху, где центр – ее условный пик, а внешний круг – подножие. Один или два внутренних кругов – условное деление на зоны, описанные выше. Сектора круга указывают экспозиции, ориентированные по сторонам света, которые обычно также подписаны (N-north, север и так далее). Обычно на месте не вызывает большого труда понять где на горе какая экспозиция – откройте хотя бы свой навигатор на смартфоне.
Окрас секторов соответствует уровням лавинной опасности. Как видно на рисунке, наиболее опасны экспозиции западного направления (от юг-запада до севера) и высотные части горы. Такое распределение обычно связано с ветровыми досками, когда больше снега откладывается в определенных зонах. При этом восточные экспозиции, особенно в лесной части горы довольно безопасны – в них и стоит по возможности строить маршруты. Маленькие кружки внутри секторов дополнительно говорят, что в отдельных местах со сложным рельефом опасность может быть локально выше.Как это использовать? Вот реальный пример из жизни — Гульмарг, так хорошо знакомый многим. Типичное фото склонов и роза опасности с официального сайта лавинной службы Гульмарга за январь 2013 года.
Гульмарг и прогноз от Брайана за 2013 год
В целом катальная сторона хребта имеет северо-восточную экспозицию, однако вся она изрезана ребрами, поэтому нас интересуют аспекты от северо-запада до юго-востока. На картинке отчетливо видны грани ребер в тени — это фактически северные участки, а вторые половинки считаются восточными, поэтому состояние снега на них разное.
Бюллетень из примера содержит 3 угрозы: основная в виде ветровых досок, вторичная в виде глубинных слабых слоев и дополнительно есть вероятность обрушения карнизов. Текущий прогноз для первых двух дает равномерное распределение, при этом ветровые доски имеют серьезную вероятность в верхней части горы (вторая очередь). Карнизы могут обрушиться на северо-восточных экспозициях. Как учитывать прогноз и что делать? В данном случае оптимальное решение — катать лес (да, первая зона пологая и скучная, но есть еще Бабареши!) или катать верхнюю зону с мерами осторожности: выбирать менее крутые участки, прокладывать линию спуска по ребрам, желательно делать спуск по одному с контролем остальной группой.

Читайте рекомендации

Иногда лавинные службы добавляют рекомендации к бюллетеням. Это реально полезная информация, прямо указывающая каких склонов или зон стоит избегать.
Если говорить о пояснениях к вероятным опасностям, то опасность ветровых досок более управляема, чем опасность от глубинной изморози или глубоких нестабильных слоев. Скажем, при 3 уровне опасности, для которого характерны ветровые доски, райдер может выбирать склоны, на которых наносился меньший объем снега (обычно указывается в прогнозе) или выбрать для катания зоны леса, которые также менее подвержены данной проблеме, и более пологие участки, если рассматриваются наиболее рискованные экспозиции.
В случае глубинных слабых слоев все сложнее, так как часто большая экспозиции и зон потенциально подвержены риску и без дополнительных тестов определить относительно безопасные места не удастся. В данном случае придется принимать меры предосторожности на всех склонах, прежде всего выбирать более пологие спуски.

Информация о недавних лавинах

Иногда прогноз может содержать информацию о виденных недавно лавинах. Свежие самосходы – верный указатель опасности. Эта информация не всегда доступна в прогнозе, зато ее элементарно получить самостоятельно. Если вы видите такие следы на склонах, схожих с тем, по которому хотите спускаться, то стоит отказаться. Не обязательно искать точно такую экспозицию, уклон и рельеф – возьмите допустимые отклонения по каждому параметру на треть, а если сходов в окрестностях достаточно много, то безотносительно сравнения, ситуация довольно нестабильна. Информация о наблюдаемых сходах также часто включается в лавинные бюллетени, но ее можно спросить и у лавинной службы или других катающихся. Если есть знания – оценивайте как изменились условия с момента последних замеченных сходов, если нет – лучше довериться лавинной службе и задать этот вопрос им и попросить рекомендаций.

Информация о погоде

“Вчера навалило метр, сегодня солнце, а дальше снега не будет еще неделю” – это довольно частый случай просмотра прогноза погоды, но не лучший. Большое количество снега – не только источник нашего счастья, но и опасности. На сайтах, где вешаются лавинные бюллетени также присутствует прогноз погоды или ссылки на местные метео-сайты. Обязательно посмотрите какая погода была в предыдущие 2 дня, ищите ответы на следующие вопросы:
  • Сколько снега выпало за последние сутки-двое? Если больше 30 см, то это повышает опасность.
  • Дул ли сильный ветер и есть ли он сейчас? Если да, то в каком направлении, как сильно, как долго? Ветер переметает огромное количество снега и даже в бесснежные дни такой перенос может нанести в конкретные зоны в разы больше снега, чем при сильном снегопаде. Кроме того, ветер способствует образованию ветровых досок.
  • Какая погода сейчас? Были ли изменения в течение суток, как они отразились на изменении опасности? Ключевые показатели – переходы температуры через 0, возможно, новые осадки в виде дождя. Если уже день-два валит снег, то что ж, это паудердей, но стоит понимать, что опасность пока что только растет, поэтому лучше раскатать все ништяки рядом с канаткой.
Да, это уже немного глубже, чем просто чтение готового прогноза, но нужно держать в уме, что он может меняться даже в течение дня и что было утром может измениться к обеду.

Послесловие

Если вы любите катать вне трасс, то изучение лавинных прогнозов – отличное начало дня, наряду с кофе. Это простейшая проверка, которая поможет избежать проблем при катании и спланировать весь день на горе. Но помните, что прогноз – это всего лишь прогноз, а не закон. Он может иметь неточности или погрешность и не всегда идеально подходит для всех случаев и склонов. Будучи на горе имеет смысл держать в уме все рекомендации и искать несовпадения с ними (да-да, мозг настроен на подтверждение, но ищем наоборот то, что не укладывается в установку, чтобы скорректировать неточный анализ!). Всегда нужно делать дополнительный анализ. Но прогнозы могут заметно облегчить его, так почему бы ими не воспользоваться?
Простая и наглядная схема опасных зон Кукиса (25 км) в Кировске

Ну и отдельно хочется добавить, что в наших горах, к сожалению, информационные средства пока не так хорошо развиты. Бюллетени есть пока не везде, а те, что есть содержат не всю полезную информацию. Где-то лавинная служба считает, что проще и эффективнее поставить сетку на склоне или табличку «Стой, лавины!». Формально они информируют, но сдается мне, что было бы куда полезнее дать понятные объяснения, как в приведенных выше примерах, написать текущую реальную ситуацию и дополнить ее картинокй склонов с указанием самых опасных мест. Это понятная и доступная информация, которая покажет реальную опасность для райдера. Может есть у кого знакомые в службах, а еще лучше на курортах — намекните, что полезное дело сделать достаточно просто 😉

Автор: Денис Пащенко
— Для статьи были использованы материалы лавинных центров США и Канады, а также аналитика и материалы международных организаций.
— Спасибо Максу Панкову за ревизию статьи и полезные карточки для иллюстраций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наши друзья и партнеры

snowAvalanche.ru

© 2011 - 2020 Все о лавинах. Все права защищены