Правила безопасности при катании вне подготовленных трасс
Авторитет ГИДА
При организации вне трассового катания, очень важный момент это — руководитель, гид, самый опытный человек в группе. Тот, чей опыт катания и подготовка (лавинная, альпинистская, медицинская и т.п.) послужит для выбора правильной и безопасной тактики катания в горах. Тот, кто умеет вовремя и грамотно принимать решения и брать на себя ответственность! Все возможно спорные моменты решаются после катания в безопасной зоне. На горе слово гида — закон!
— Проверка лавинного снаряжения
Необходимо, чтобы каждый из участников группы имел при себе лавинное снаряжение (лопата, щуп, лавинный датчик) и, конечно, умел им пользоваться. Вы должны быть уверены, что все снаряжение исправно и готово к использованию. Заряд батареи в бипере > 60%
И не забывайте про аптечку и координаты спасателей района, в котором вы катаетесь или путешествуете. Они могут спасти Вашу жизнь.
— Выбор безопасного маршрута спуска с учетом уровня подготовки группы
Участники должны иметь достаточный высокий уровень катания (минимум — уверенный на трассе) по «целине», в условиях «агрессивного рельефа» (узкие кулуары, скальные выступы, крутой склон) и сложной снежной обстановке («жесткий» склон, заструги, местами лед, весенний мокрый снег и т.п.). Конечно эти требования очень высоки, поэтому гид должен уметь выбрать правильную линию спуска с учетом уровня катания самого «слабого» участника!
Кулуары.
Один из наиболее опасных видов рельефа. Бывает очень узко, так что вариант ехать — только по прямой. Часто кулуар не просматривается до конца (до выката). И, набрав по прямой большую скорость, вы можете внезапно обнаружить неприятный сюрприз за поворотом: камень, яму, дерево и т.п. В одном повороте можно поймать диаметрально разный снег: от мокрого на южной экспозиции, до льда или жесткой корки на северной, и мягкого по центру. При сходе лавины часто весь снег с кулуара собирается внизу на достаточно небольшой площади. И даже при толщине снежного покрова 30-50 см глубина лавинного выноса может достигать нескольких метров.
При преодолении кулуаров необходимо:
— стараться сохранять прямолинейную траекторию движения вниз по линии падения воды.
— при необходимости совершения траверса остановиться по его окончании на 5-10 сек. и после этого, при отсутствии очевидных признаков подрезания лавины, начать движение вниз.
— в случае падения предыдущего участника, прекратить движение и постараться передвинуться в ближайшую точку безопасности — под ближайшей скалой в боковом отроге кулуара. Подать команду по рации или голосом «не начинать движение» или «остановиться» участникам, находящимся выше вне зоны прямой видимости. При необходимости — оказать помощь упавшему участнику.
— при подаче сигнала о сходе лавины — набрать небольшую скорость и уйти в один из боковых отрогов кулуара, максимально удалившись от центральной части (зоны движения лавины).
— помнить о возможности падения камней и льда с окружающих скал и стараться избегать опасных участков.
Лес.
При катании в лесу:
— каждый участник должен быть в очках для защиты глаз. Если вы много катаетесь по лесу, разумно приобрести «фулфейс» — спортивный шлем, защищающий лицо полностью
— необходимо уделять повышенное внимание наличию следов предыдущих участников ниже по склону. Отсутствие таковых может быть признаком потери правильного маршрута катания.
— при длительном отсутствии визуального контакта с группой пытайтесь, не продолжая движения, голосом, по рации, телефону установить связь с группой и определить направление дальнейшего движения. В таких ситуациях может пригодиться обычный свисток.
— необходимо уделять повышенное внимание контролю скорости — столкновение с деревом может привести к серьезной травме.
— необходимо внимательно следить за рельефом снежного покрова. Любые поперечные снежные бугорки или впадинки могут быть признаком поваленного дерева, сучка, ветки. В таких местах необходимо снизить скорость, изменить траекторию движения и/или переходом в заднюю стойку заставить носки лыжи (сноуборд) «всплыть» на поверхность снега.
— в случае скудного снежного покрова необходимо максимально снизить скорость и соблюдать крайнюю осторожность.
— Спуски осуществляются группами (не менее 2 человек)
Один едет — другой (другие) наблюдают за ним в безопасном месте. Первым (как правило) едет самый опытный участник группы (или гид) — его задача оценить безопасность спуска для последующих участников, разгрузить склон в случае повышенной нестабильности снежного покрова, выбрать наиболее комфортные (по качеству снега) участки склона и безопасное место сбора группы.
Два человека — это минимальная группа, которая в чрезвычайной ситуации способна вызвать помощь и начать действовать в соответствии с определенными алгоритмами!
— NO FALL ZONE — на крутых склонах (>300) и опасных участках — движение строго по одному, от одного безопасного участка к другому. Это зоны, где падение райдера либо спровоцирует сход лавины, либо приведет к травме или гибели самого райдера. Катание вне трасс потенциально опасно для здоровья и даже жизни любого из участников.
Совокупность факторов риска: сложность и разнообразие рельефа, переменное состояние склона — снег различной плотности и глубины, фирн, лед, камни, катание на ледниках, по лесу, лавины, камнепады, быстрое и резкое изменение погодных условий и т.п., требует от каждого участника повышенного внимания, осторожности и взаимоуважения.
— Безопасные места по линии спуска.
Те, кто готовится к внетрассовому спуску, должны тщательно изучить рельеф будущего спуска и наметить безопасные участки (места) для временных остановок или для ухода от лавины. Сделать это можно по фотографии или с соседних участков склона. Вы должны помнить эти места и быть готовы к принятию единственно правильного решения в случае схода снежной лавины или падения (т.к. время на раздумье у вас не будет!)
Где и как можно останавливаться
— Опасно делать остановки или места сбора группы в потенциальной зоне транзита или зарождения лавины;
· Никогда не останавливайтесь прямо перед вашей группой, двигаясь на большой скорости. Это влечет большой риск столкновения и потери контроля на потенциально лавиноопасном склоне;
· Не останавливайтесь на изломе выпуклой поверхности;
· Не останавливайтесь в ложбине или впадине.
— Катание лучше отложить — при отсутствии видимости, в периоды снегопада, дождя, тумана или не уверенности в своих силах и плохого самочувствия. Лучше 10 раз отказаться от спуска, чем один раз не вернуться с катания.
Горы, склоны (снега) стояли (лежали) и стоять (лежать) будут. Если есть хоть смутное, даже рационально ничем не подкрепленное сомнение, что ехать не стоит — откажитесь от катания в такой ситуации. Интуиция — важнейшая вещь для безопасности в горах. Интуицию надо лелеять и тренировать, т.е. прислушиваться к своему «шестому чувству», а не отмахиваться от «внутреннего советчика».
Типичные совершаемые ошибки при катании вне трасс.
— Люди верят, что если они уже катались в этом месте и с ними ничего не случилось, то так и будет всегда.
Во многих случаях это не аксиома! Не секрет, что в течение дня, иногда даже за несколько часов, снеголавинная обстановка может измениться на полностью противоположную! Самоуверенность иногда сильно мешает осторожности!
— Эффект комфортности.
Мы знаем, что наиболее естественно, когда лавины сходят в течение или вскоре после снегопадов. Более важно, что несоразмерная доля лавинных катастроф происходит в ясные, безоблачные дни в промежутках между снегопадами. Солнечные дни создают эффект комфортности, а именно: они заставляют нас чувствовать себя спокойно и хорошо. Мы попадаем в проблему, когда такие показатели как: мощность и устойчивость снежной толщи на склоне не распространяются на наше мнение. Многие люди думают, что опасность заканчивается, когда заканчивается непогода (метель, снегопад). Снова, наше восприятие риска — не сопоставляется с фактическим риском.
— Желание показать (доказать) свое мастерство.
Иногда встречаются такие люди, которые хотят доказать всем окружающим что именно они — «круче» всех! Либо это, какие то нездоровые амбиции, либо желание понравиться противоположному полу. Такие стремления часто ведут человека вне границ обрисованных гидом «спусковых коридоров» (на скальные выступы, дропы, лавиноопасные части склона и т.п.) что часто приводит или к травме или попаданию в лавину…
— Одновременный спуск всей группы.
Возможен только на достаточно пологих и безопасных участках склона (долины), с учетом дистанции между участниками! В большинстве случаев (как правило, верхние — «стартовые» участки склонов гор) правило — один едет, остальные наблюдают за ним в безопасном месте! Линия спуска должна просматриваться полностью, если это не возможно, следует разбить спуск на участки с местами безопасных остановок!
— Чрезмерное доверие к гиду («синдром овцы» — слепо следовать за тем, кто бы ни вел)
Надо не забывать, что ГИД — это тоже человек и способен совершить ошибку. Поэтому не выключайте СВОЙ мозг и старайтесь держать ситуацию на контроле. Тем более, что никакой гид не проедет за вас ВАШУ линию спуска!
— Конкурентность (погоня за снегом)
Все любят, когда на склоне нет ни одного лыжного или сноубордического следа : И часто поиски таких снежно-девственных мест (особенно когда в районе (зоне) катания работают несколько групп) приводит к опасным склонам, кажется что сегодня повезет и ничего не случится… Иногда это действительно так и многие начитают думать — (смотри пункт первый). А иногда это приводит к трагедии!
— Врожденное презрение ко всякого рода запретам.
Странно, что большинство райдеров, яркие таблички обозначающие ОПАСНОСТЬ, просто притягивают! И если написано «Лавиноопасно», то человек, думая, что он намного «умнее» всех возможных служб решает на себе проверить — действительно ли это так, как написано!
— Доверие чужому следу.
Не редко был свидетелем того, что многие люди, увидев, чьи то следы в сторону от подготовленных трасс пускаются в не безопасное для них путешествие, причем большинство вообще не подозревает, чем это для них может закончиться!!! Не стоит ехать по чужим следам если:
— Вы не знаете эти места;
— Вы не знаете тех людей, что вас приглашают покататься с ними;
Старайтесь кататься с теми людьми, которых вы хорошо знаете и уверены в их психологической адекватности, технической квалификации и человеческих качествах, таких как ответственность и взаимовыручка. Иначе рискуете быть брошенными в опасной ситуации или испортить себе катальный день бесконечными спорами насчет того где, как и почему можно или нельзя ехать.
— Вы неуверенно катаетесь даже по трассе;
— У вас нет лавинного (иногда и альпинистского) снаряжения и связи;
Ну и немного статистики 204 из 298 случаев гибели — лавины в зоне катания!
— Лавинное снаряжение (ложное чувство уверенности)
У многих райдеров лавинное снаряжение которое они приобрели и возят в своих рюкзаках вызывает ЛОЖНОЕ чувство уверенности. Кажется, что катание стало безопасным! Поверьте, лавине совершенно все равно какого бренда ваше лавинное снаряжение и сколько вы на него потратили! При том, что по статистике 42,9% жертв погибают от травм! Это не причина, чтоб отказаться от бипера, щупа, лопаты, аэрбэга и т.п. Просто надо думать, анализировать, прогнозировать и понимать снеголавинную ситуацию на слоне!
— Последний день катания
Заканчивается день (закрывается канатка), отпуск, выходные, зимний сезон и т.п. Человек иногда оказывается в погоне за временем, надо успеть — катнуть, пройти, совершить восхождение…В такой спешке часто пренебрегают правилами безопасности и не замечают опасность!
Отличного всем снега и безопасного катания!
Использованные материалы: Павел Воробьев «Уменьшение рисков при катании вне трасс»